Как приготовить древнеегипетскую мумию?
Разработка проектной и конструкторской документации

Как приготовить древнеегипетскую мумию?

Мумификация и бальзамирование – это далеко не одно и то же. Каждый из нас понимает разницу между сушеной таранкой и ароматной рыбной копченостью. Между двумя древнеегопетскими технологиями «консервации» трупа – примерно такая же разница.

Мумификация – главным образом, процесс физический, она представляла собой простое высушивание тела под солнцем и ветром, этот способ подготовки усопшего к повторной жизни практиковался египтянами с древнейших времен неолита. В соответствии с рекомендациями религии, сохраненное тело давало надежду на возвращение души и повторную жизнь. В условиях египетского климата технология была нехитрой: достаточно было закопать труп в раскаленный песок пустыни, и через некоторое время он мумифицировался естественным путем. И дальше никто не заморачивался, засушенные мумии заворачивали в звериные шкуры или циновки и хоронили в песке. И этого хватало, чтобы тело было готово вновь принять в себя душу и возродиться. 

Со временем обряд мумификации начал усложняться, в нем все в большей и большей степени стали участвовать химические вещества и технологии – для более быстрого обезвоживания тканей, для дезинфекции, дезодорации, консервации и пр. И в результате технологический процесс «дорос» до бальзамирования, которое можно определить как приостановку разложения одновременно с максимальным сохранением вида тела покойника. (А как иначе – а ну, придет душа и не узнает свое вместилище?!)     

Таким образом, бальзамирование – в большей степени химический или точнее биохимический процесс, кстати, давший начало таким наукам как медицина, фармацевтика, химия.      

Еще недавно считалось, что бальзамирование египтяне начали практиковать с 2200-3000 г. до н.э., но недавние археологические исследования отодвинули этот этап до 4200 г. до н.э., так как исследования захоронений этого периода показали присутствие сложных микстур для консервирования мертвых.

Первоначально предполагалось, что бальзамирование было доступно только для фараонов и высшей знати, а простые обыватели по старинке мумифицировали родственников в песке - мол, маловероятно, что у них вообще есть душа, и она будет искать свое тело. Но потом оказалось, что в той или иной степени в традицию бальзамирования втянулись все социальные слои древнего Египта, насколько позволял кошелек.

Профессиональные нюансы «посмертной» технологии как строгая коммерческая тайна передавались устно, от отца к сыну. И даже тексты Геродота, посетившего Древний Египет в V веке до н. э., дают лишь общее впечатление о процессе. Впрочем, современные экспериментаторы, не без участия археологов и химиков, уже практически воссоздали древнеегипетское бальзамирование во всей его ужасной «патологоанатомической» полноте. 

Представьте, длинным крючком через ноздри покойника по кусочку извлекали мозг. Если дело шло плохо – этим же крючком энергично размешивали массу в черепной коробке, хорошенько взбалтывали и выливали – за ненадобностью. Опустевший череп обрабатывали маслами, а потом заполняли плотным елеем из воска, благовоний и битума.

С остальными внутренностями поступали более бережно: через разрезы в районе паха легкие, желудок, печень, кишечник изымали, промывали, замачивали в пальмовом вине, натирали специальными коктейлями из масел и натриевой солью для предотвращения гниения, а потом заворачивали в полотно и укладывали их в специальные вазочки – канопы. Крышка каждого сосуда имела изображение определенного божества и соответствовала определенному органу.

Всем этим манипуляциям не подвергалось только сердце, оно было неприкосновенно, ибо считалось вместилищем души и, как ни странно, ума. Впрочем, находили мумии и без сердца, у которых вместо него был вставлен амулет в виде жука-Скарабея, олицетворяющего вечность и бессмертие!

После завершения «работы с органами» опустевшее тело также обрабатывали антисептическими и благовонными маслами, обмазывали специальной солевой смесью карбоната натрия и гидрокарбоната натрия для поглощения влаги. Иногда эту же гигроскопичную соль насыпали в тканевые мешочки, а их помещали внутрь тела, периодически меняя на свежие и сухие. Процесс сушки продолжался дней 40. (Кстати, весь процесс «консервации» тела для вечной жизни от начала и до конца длился строго 70 дней, это связано с орбитальным циклом священной звезды Озирис).      

Итак, после 40-дневной просушки труп очищали и обрабатывали окончательным консервантом – смесью масел и битумной смолы.

Параллельно необходимо было как-то придать покойнику черты жизни, по возможности, навести красоту и здоровье, дабы душа усопшего при встрече не ужаснулась, а узнала свое бывшее тело. Для этого его набивали опилками, тряпками или илом, или даже песком для придания приятного объема, и разрезы зашивали нитками. (А у фараонов – набивали чрево благовонным воском и накладывали сверху пластины чистого золота!)

Для придания свежести личику мумии – вставляли глазные яблоки и зубы, делали завлекательный макияж, а то и вообще надевали на лицо заранее расписанную маску с прекрасным и юным «портретом» умершего.   

Потом труп окончательно туго пеленали льняными бинтами, промазанными маслами и смолами, прокладывая между слоев ткани куски папируса с выдержками из священных писаний и молитвами о воскрешении, а также монетки, золотые украшения и прочие ценности. Иногда «для несгибаемости» тела к нему прибинтовывали доску или вставляли палку. Готовую «куклу» вручали родственникам, и те помещали ее в расписной саркофаг (иногда в несколько, один в другой) и отправляли в семейный склеп.

Как видим, процесс длительный и довольно сложный, но как рассуждали древние египтяне: главное – результат, который стоит того. И результаты археологических раскопок прекрасно сохранившихся тысячелетних раритетов, действительно, не разочаровывают!    

 

 


Разработка проектной и конструкторской документации
Календарь событий
Выставка «Газ. Нефть. Технологии»
Дата проведения: 21.05-24.05.2024
https://gntexpo.ru/


 
Химагрегаты №65, март 2024 Версия PDF