В РФ разработан процесс алкилирования для бензина Евро-7
Разработка проектной и конструкторской документации

В РФ разработан процесс алкилирования для бензина Евро-7

Раздел: Технологии
23.08.2023

Алкилбензин избавит от ароматики в моторном топливе и повысит его экологичность.

В России разработана новая технология производства автобензинов класса «Евро-5» и выше. Об этом рассказал замдиректора Института нефтехимического синтеза им. А.В. Топчиева Константин ДЕМЕНТЬЕВ на заседании совета директоров АО «Татнефтехиминвест-холдинг» (22 августа, Казань).

Ученый прогнозирует рост производства бензинов до 2030 года как основного вида горючего для автомобилей. За семь лет в США доля алкилбензина может вырасти c 11,2% до 24,5%, в России – с 3,5% до 15%. В Америке мощности производств оцениваются в 40 млн тонн в год. В России этот показатель составляет лишь 2,1 млн тонн.

Алкилат (алкилбензин) — смесь насыщенных углеводородов (преимущественно изооктана и триметилпентанов), жидкость с октановым числом не менее 90, применяемая для повышения детонационной стойкости товарных бензинов. В отличие от других основ для производства высокооктановых бензинов (реформата, нафты FCC, этанола, метил-трет-бутилового эфира, изомеризата) не имеет вредных примесей.

При этом в мире будут ужесточаться требования к содержанию ароматических углеводородов в топливе. Решить эту проблему можно с помощью алкилбензина.

«Только алкилбензин соответствует всем требованиям Таможенного Союза и экологическому классу Евро-5», - заявил докладчик.

Алкилбензины выпускают на Омском НПЗ «Газпром нефти», Ярославнефтеоргсинтезе («Славнефть-ЯНОС»), «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтезе», Куйбышевском НПЗ, «Рязанской нефтеперерабатывающей компании» и на «Башнефть-Новойле» (Роснефть). Катализатором на почти всех заводах выступает токсичная серная кислота. Лишь на Нижегородском НПЗ применяется фтористоводородная кислота.

Недостатками этих технологий являются необходимость утилизации сильных кислот и высокая коррозионная активность катализатора. Поэтому нефтеперерабатывающие установки нужно делать из спецсталей. Дементьев также отметил большой расход реагентов и высокую сложность реакторов для смешивания сырья с серной кислотой.

К тому же процессы могут протекать только при температурах от 5 до 10 градусов С. Для этого нужно дорогостоящее холодильное оборудование. Есть сложности и при использовании фтористоводородной кислоты, очень опасной для человека.

Поэтому необходим переход от жидких кислотных катализаторов к твердым катализаторам, подчеркнул замдиректора института Топчиева. Последние экологичнее кислотных. Также твердые катализаторы проще в эксплуатации и эффективнее.

Поэтому в московском институте разработали процесс алкилирования, который эффективнее мировых аналогов. По новой технологии нефтесырье можно перерабатывать при 80-90С. Холодильники и контуры для жидкой кислоты уже не нужны.

Технологию испытывают на базе АО «ЭлИНП» (Электрогорский институт нефтепереработки). Производительность установки в Московской области составляет 1 тонну алкилбензина в сутки. Испытания показали отсутствие в топливе сернистых и иных вредных соединений.

«Октановое число бензина можно повышать до 98, - пояснил Константин Дементьев. - Его качество становится лучше, чем при классической технологии. Процесс легко встраивается в НПЗ (например, ТАИФ-НК и ТАНЕКО). Для этого требуется меньше затрат и капвложений».

По его словам, на ТАНЕКО (Группа «Татнефть») и ТАИФ-НК можно производить до 250 тысяч тонн алкилбензина в год.

«Такой бензин может стать основой для перехода на следующие экологические классы», - подчеркнул замдиректора ИНХС.

«Мы посещали эту установку, - приводит ИА «Девон» слова гендиректора «Татнефтехиминвест-холдинга» Рафината ЯРУЛЛИНА. - Качество бензина Татнефти лучшее в Татарстане. Для ТАИФ-НК этот проект очень интересен и актуален. Может, и Татнефти будет интересен проект».

Справка Информагентства «Девон»:

На ТАНЕКО в 2020 году начали выпускать бензины АИ-92, АИ-95, АИ-98, АИ-100 стандарта «Евро-6». Двумя годами ранее на нижнекамском нефтеперерабатывающем комплексе «Татнефти» освоили производство дизтоплива высшего экологического класса.

На НПЗ «ТАИФ-НК» за 2022 год произвели более 446 тысяч тонн 92-го бензина и 75 тысяч тонн – АИ-95 (Евро-5). В апреле на заправках «ТАИФ-НК»начали заправлять топливом АИ-92 ЭКО.

Тем временем в Евросоюзе собираются запретить регистрацию новых дизельных и бензиновых автомобилей с 2035 года. Для этого в 2025 году будет введён новый экологический стандарт Евро-7. Выбросы оксидов азота для дизельного топлива будут ограничены с 80 мг/км до 60 мг/км.

ИА Девон

https://iadevon.ru


Разработка проектной и конструкторской документации
Календарь событий
Выставка «Газ. Нефть. Технологии»
Дата проведения: 21.05-24.05.2024
https://gntexpo.ru/


 
Химагрегаты №65, март 2024 Версия PDF