Оборот контрафактного топлива в РФ может достигать 10 млн тонн в год
Разработка проектной и конструкторской документации

Оборот контрафактного топлива в РФ может достигать 10 млн тонн в год

Прошлой осенью Госдума приняла законопроект об ужесточении административной ответственности за реализацию некачественного топлива. Как ранее выяснил Росстандарт, в прошлом году суррогатное топливо обнаружилось на 18% проверенных заправок. Виноваты малые НПЗ и мелкие заправщики.

Как с этим бороться – об этом в статье Сергея ФРОЛОВА «Развели тут «бодягу», опубликованной в издании «Совершенно секретно».

Информ-Девон приводит этот материал с сокращениями.

ХУДШИЙ БЕНЗИН В ЕВРОПЕ?

На самом деле масштабы «разбодяживания» топлива гораздо выше, и вряд ли с этой проблемой можно справиться одними только штрафами. Хотя, безусловно, меры, предлагаемые Госдумой, достаточно суровы. Новый закон предусматривает штраф для АЗС, торгующей суррогатным бензином, в размере 1% от выручки, но не менее 500 тысяч рублей. Плюс конфискация «палёного» топлива. За повторное нарушение штраф может быть увеличен до 2 миллионов рублей либо вынесено постановление об административном приостановлении деятельности предприятия на срок до 90 суток с конфискацией «предметов правонарушения».

Пока новый закон не вступил в силу, штрафы за нарушение техрегламентов на моторное топливо остаются на прежнем уровне. Для должностных лиц это 10–20 тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей – 20–30 тысяч, для юрлиц – 100–300 тысяч. Эти цифры мало впечатляют любителей разбавить бензин. Оборот контрафактного топлива может достигать в России 10 миллионов тонн в год.

Борьба с контрафактом в стране разворачивается по всем фронтам. Ещё в 2015 году появилось поручение Владимира Путина о проверке качества бензина на российских АЗС в регионах. Свыше 40% поддельного топлива было обнаружено на местных АЗС. Тогда же вышел запрет на использование топлива класса Евро-3. Производители и торговцы начали переходить на топливо Евро-4. Но при этом на складах оставались огромные объёмы бензина Евро-3. Чтобы реализовать его, началось массовое «разбодяживание» и подгонка низкооктанового бензина к новым стандартам. В конце концов эти объёмы бензина были реализованы, и качество топлива на заправках стало подрастать. В 2016 году проверки Росстандарта выявили всего 18% суррогатного бензина и дизельного топлива в общем объёме.

В 2008 году, по оценке американского Международного центра качества топлива (IFQC, Хьюстон, США), РФ была признана худшей страной в Европе по качеству топлива. При этом Россия занимала 44-е место в мире по качеству дизеля и 84-е место – по качеству бензина. Сегодняшняя ситуация – это безусловный прогресс, но до идеала пока очень далеко. Проблема в том, что помимо ВИНК (вертикально интегрированных нефтяных компаний), на рынке присутствует масса небольших нефтеперерабатывающих заводов (их в стране 280). Они в силу своей технологической отсталости просто не могут производить качественное топливо нового поколения. Выгнать их с рынка невозможно, но и средств на техническое перевооружение у них нет.

Куда проще государству работать с ВИНК. Ещё в 2011 году с владельцами всех крупных НПЗ были заключены договоры о проведении технического перевооружения предприятий. Эта работа уже началась, но быстро завершить её не получится. Полная реконструкция НПЗ закончится только к 2020 году. В 2016 году глава Ростехнадзора Алексей Алёшин говорил: «Проблемы существуют на заводах компании «Роснефть», ТАИФ-НК, Марийском, Новошахтинском и Афипском НПЗ. Первой компанией в России, полностью модернизировавшей свои заводы и которая из 5% прибыли от производства топлива порядка 2% тратит на экологические проекты, является ЛУКОЙЛ».

Вторая проблема – так называемые независимые заправки. Из 15 тысяч АЗС, работающих в России, только около 40% принадлежат ВИНК. На долю независимых заправок приходится 60%. Если сравнивать по объёмам торговли, то крупные нефтяные компании продают бензина больше – около 60%. По сложившейся практике последние получают горючее в первую очередь и по отпускным ценам НПЗ, которые ниже средних, сложившихся на рынке. А независимым АЗС остаётся только то, что не выбрали ВИНК, причём по более высоким ценам. Выживать им как-то надо.

Проверки на маленьких АЗС в последнее время проходят всё чаще, поэтому их владельцы стараются не «нарываться». Но, к примеру, только в Нижегородской области 53% проверенных проб топлива в прошлом году не соответствовали техническим регламентам. В других регионах ситуация не лучше.

НЕЗАВИСИМЫЕ ЗАПРАВКИ И КАЗАХСТАН ПОРТЯТ СТАТИСТИКУ

Недавно стало известно, что в этом году пройдут масштабные проверки качества автомобильного топлива по всей стране. Роскачество заключило соглашение с Росстандартом об исследовании бензина во всех регионах РФ. Подготовка к этому началась ещё в конце 2017 года. После этой проверки на каждой АЗС появятся соответствующие сертификаты, которые подтвердят происхождение продаваемого топлива. Кроме того, будет создано специальное мобильное приложение для автомобилистов, в котором любой желающий сможет получить необходимую информацию по исследованию качества бензина по всем регионам и заправкам.

«За последнее время количество АЗС, где продают некачественное топливо, сокращается. С другой стороны, ухудшается качество тех добавок, которые применяют на недобросовестных заправках. Если раньше добавляли монометиланиллин, то сейчас он заменяется на литиевые добавки. То есть легальные присадки, которые можно добавлять в небольших количествах, заменяются дешёвыми китайскими присадками», говорит руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев.

«Очень много проблем доставляет нам таможня. Дело в том, что в Казахстане до сих пор разрешена продажа 4-го класса топлива, а у нас уже нет. В прошлом году все приграничные территории торговали таким бензином. Для казахов в этом не было никакого нарушения, а для нас такой бензин не просто контрафакт, а несоответствие техническому регламенту качества топлива», добавил он.

Наименьшие претензии эксперты предъявляют к компаниям «Роснефть», ЛУКОЙЛ, «Татнефть», «Газпромнефть» и «Сургутнефтегаз». На этих АЗС в основном топливо достаточно качественное, вся система заточена под то, чтобы брать у сторонних организаций было невыгодно.

«Вот почему не может быть качественного бензина у маленьких компаний – невозможно покупать на торгах бензин по 36 рублей за литр, а продавать его за 35,90. Но такое сплошь и рядом: люди покупают паспорта качества на бензин. Мы начинаем проверять: купили по 36,70, а цена на заправке – 35,90. Следовательно, что-то в этот бензин залито для удешевления. Такое невозможно у ВИНК. Если у крупных компаний и случаются нарушения, то это связано не с тем, что пришло плохое топливо, а какие-то проблемы с ёмкостями на АЗС», отметил Канаев.

У каждой из больших компаний свои особенности. Мы знаем, что у них хорошая система контроля качества бензина, при этом некоторые делают качественное «моющее» топливо, но оно очень лёгкой фракции, поэтому быстро расходуется. У ЛУКОЙЛа, например, отличное топливо – со всеми необходимыми импортными ингредиентами, но оно чуть дороже, говорит он, советуя заправляться только на АЗС крупных сетей.

«Безусловно, эта проблема пока что существует в стране. Связана она с региональными маленькими сетями или отдельными индивидуальными АЗС, которые чтобы выжить, считают для себя возможным допускать пересортицу и даже банально «бодяжить», допускают недолив и прочие «фокусы», отмечает автомобильный эксперт, руководитель автомобильного радио «Страна» Игорь Моржаретто.

Крупные сети, входящие в ВИНК, как правило, такими вещами не занимаются – слишком велики издержки. Разве что конкретный сотрудник какой-то АЗС пытается сам заработать, но там очень хороший контроль, заключил он.




ИА «Девон»


Разработка проектной и конструкторской документации
Календарь событий
Выставка НЕФТЕГАЗ-2024
Дата проведения: 15.04-18.04.2024
https://www.neftegaz-expo.ru


 
Химагрегаты №65, март 2024 Версия PDF