А. Новак В. Путину: Более 30% всего генерирующего оборудования в России – старше 45 лет, и это проблема
Разработка проектной и конструкторской документации

А. Новак В. Путину: Более 30% всего генерирующего оборудования в России – старше 45 лет, и это проблема

14 ноября 2017 г В. Путин побывал в Россетях, где провел совещание по вопросам развития электроэнергетики.

В ходе посещения Россети президент РФ также:

- ознакомился с инновационными разработками для электросетевого комплекса;

- обсудил перспективы развития электроэнергетики России, в тч тепловой генерации;

- в режиме видеоконференции дал команду на ввод в эксплуатацию подстанций (ПС) «Пресня» (г Москва), «Стадион» (г Самара), «Береговая» (г Калининград), входящих в электросетевую инфраструктуру чемпионата мира по футболу 2018 г.

 За последние годы удалось существенно нарастить возможности этого сектора.

Так, за последние 5 лет, с 2012 по 2016 гг объем мощности тепловой генерации вырос на 6,7%.

Сегодня здесь сосредоточены две трети установленной мощности энергетики страны – 164 ГВТ.

На тепловых электростанциях вырабатывается почти 60% электроэнергии России.

 На фоне роста мощности происходят и качественные изменения.

Благодаря вводу в строй новых установок снизилась аварийность тепловой генерации, повысилась устойчивость энергоснабжения предприятий, социальных учреждений, жилых домов.

Использование передовых технологий позволяет обеспечить и более строгие экологические стандарты.

 Такая позитивная динамика в работе энергосистемы России, а также снятие барьеров, оптимизация административных процедур позволили заметно упростить и сократить сроки подключения к технологическим сетям.

В обновленном международном рейтинге Всемирного банка по параметру «подключение к системе электроснабжения» РФ заняла 10е место.

Для сравнения - в 2012 г Россия была на 183м месте из 190 стран.

По словам В. Путина, созданный задел в виде новых мощностей дает сегодня возможность реализовать масштабную долгосрочную программу модернизации тепловой энергетики России.

Ее приоритеты:

– вывод из оборота и замена устаревшего, неэффективного оборудования;

- внедрение ресурсосберегающих, экологичных технологий;

- развитие мощностей на основе современных установок, с более высокими характеристиками надежности и отдачи.

 Инвестиции в обновление генерации должны привести к снижению операционных расходов, а следовательно, хочу это особо подчеркнуть, капитальные затраты не должны ложиться на плечи потребителей, бизнеса, граждан, социальных и государственных учреждений.

Иными словами, необходимо вписаться в действующий порядок установления энерготарифов.

 А. Новак, который так же принимал участие в совещании, рассказал о задачах электроэнергетической отрасли, инвестициях и развитии.

В отрасли за последние 5 лет общее потребление энергии увеличилось на 3,2 %.

В 2016 -2017 гг идет рост потребления: на 1,7% в 2017 г ожидается прирост.

Это означает, что после кризиса экономика восстановлена – и потребление электроэнергии восстановилось.

 По информации главы Минэнерго РФ, за 5 лет общий объем инвестиций в отрасль составил 4 трлн рублей, из которых 1,7 трлн рублей – в сети и 2,3 трлн рублей – в генерацию.

За этот период было построено 156 тыс км электросетей, 103 тыс МВА трансформаторной мощности, введено в эксплуатацию 35 тыс МВт новых мощностей.

Важный показатель – это снижение количества аварий.

С 2012 г количество аварийности снизилось в генерации на 11%, а в электросетевом комплексе – почти на 20%.

На 6 % была повышена топливная эффективность выработки электроэнергии, это позволяет сейчас сэкономить порядка 35 млрд рублей/год только на топливе, потери снижены на 15% по сравнению с 2012 г.

 А. Новак информировал В. Путина о том, что сегодня в РФ реализуется ряд крупных проектов, которые повышают надежность энергоснабжения:

- обеспечение энергонезависимости Калининградской области;

- строительство 2х крупных электростанций в Крыму общей мощностью 940 МВт;

- обеспечение надежного снабжения объектов чемпионата мира по футболу;

- идет строительство 4 крупных станций на Дальнем Востоке.

 Минэнерго РФ большое внимание уделил совершенствованию регулирования отрасли, и была введена 4-летняя модель долгосрочных отношений на рынке мощности.

Это на сегодняшний день дает понятные ценовые ориентиры, дает возможность участникам рынка планировать инвестиции в долгосрочный период.

 Принят был закон об «альтернативной котельной», который позволил существенно повысить привлекательность инвестиций в теплоэнергетику.

Этот закон заработает в полную силу с 1 января 2018 г.

 Кроме этого, консолидация ТСО.

За период с 2015 г уже на 40% сокращено количество территориальных сетевых организаций.

Введена система эталонов для расчета также нормативов цены при утверждении инвестиционных программ сетевых организаций, то есть сейчас все инвестиционные программы считаются по эталонным нормативным затратам.

 Была проведена работа по совершенствованию регулирования энергосбытовых компаний.

А. Новак рассказал, что введены финансовые гарантии на оптовом рынке, организован мониторинг финансового состояния 212 сбытовых компаний.

Принято постановление правительства РФ о лишении статуса гарантирующих поставщиков за долги перед генераторами и сетями.

 И сегодня уже рассматривается во втором чтении в Госдуме РФ проект закона о лицензировании сбытовой деятельности.

Так же сегодня в РФ создаются расчетно-кассовые центры, их сейчас насчитывается около 300, и они работают в 50 субъектах страны.

Большое внимание Минэнерго РФ уделяет платежной дисциплине, большой пакет документов был принят.

В результате ведомству удалось переломить тенденцию к постоянному росту дебиторской задолженности.

В 2017 г уровень расчетов на рознице составил 98,5% – и лучше, чем в 2017 г, почти на 1%, на 20 млрд рублей снизилась задолженность гарантирующих поставщиков.

 Принятые регуляторные решения и жесткая конкуренция на рынке электроэнергии обеспечили рост цены на электроэнергию на уровне устойчиво ниже инфляции.

Сравнение с другими странами показывает, что цена на электроэнергию в России сейчас 1 из самых низких в мире: в 2 раза ниже средней для промышленности по сравнению с другими странами и в три раза ниже для населения.

 А. Новак напомнил, что по инициативе В. Путина в 2010 г была запущена программа строительства новой генерации на базе механизма договоров предоставления мощности (ДПМ).

С момента начала этой программы по настоящее время реализовано уже 130 проектов.

 С 2010 г введено 30 тыс МВт новых мощностей.

Всего до конца 2020 г будет введено еще 6 тыс.

 Можно сказать, что благодаря этому механизму был создан очень хороший инструмент, привлечены колоссальные инвестиции в российскую экономику – порядка 2 трлн рублей как со стороны российских, так и со стороны ведущих иностранных компаний.

Кроме этого, были достигнуты значительные макроэкономические эффекты – помимо инвестиций прирост налоговых поступлений, прирост ВВП.

 По словам А. Новака, 1 из самых важных, ключевых эффектов реализации этой программы стало то, что мощнейшее развитие получило отечественное энергетическое машиностроение, проектные и строительные отрасли.

Программа ДПМ фактически возродила отечественный энергомаш после стагнации отрасли в 1990е гг.

И загрузка отрасли позволила вводить примерно до 4 ГВТ мощностей ежегодно, в том числе это современные новые теплоэлектростанции, атомные электростанции – например, силовая установка на Новочеркасской ГРЭС, которая работает по технологии циркулирующего кипящего слоя, энергоблок на Нововоронежской АЭС с реактором поколения «3+».

Это то, что достигнуто как раз благодаря ДПМ.

 На сегодня можно констатировать, что программа ДПМ заканчивает свое действие.

Она позволила обновить около 15% всей установленной мощности электрогенерации в России.

 - Однако на фоне этих цифр я хотел бы обратить внимание на проблему старения оборудования, которая все равно остается очень острой.

В России сегодня, несмотря на 15%модернизацию, мы отмечаем все равно достаточно старый парк генерирующего оборудования в сравнении с развитыми странами мира.

Средний возраст составляет 34 года.

Более 30% всего оборудования – старше 45 лет.

Это очень большой показатель.

И, если ничего не делать, через 10 лет в разряд «за 50 лет» перейдет еще 1/4 оборудования, или почти 50 тыс МВт, при этом мы на сегодня имеем 2/3 оборудования с выработанным на 100% ресурсом, - пояснил А. Новак.

  В соответствии с утвержденной в 2017 г правительством РФ генеральной схемой развития электроэнергетики требуется принятие инвестиционных решений в отношении порядка 130 ГВТ мощностей действующей тепловой генерации.

Парковый ресурс этих 130 ГВТ будет исчерпан до 2035 г.

Такой большой объем обусловлен тем, что практически не было вводов в 1990е гг, в 2000е гг, и надо модернизировать и заменить почти 60% установленной мощности генерации менее чем за 20 лет. Э

Сложность в том, что нужно будет в этот момент работать и модернизацию производить при работающей системе.

 Минэнерго РФ провело подготовительную работу, чтобы сформулировать предложения, как модернизировать энергетику без ущерба для надежности и с минимизацией финансовой нагрузки на потребителей.

Выработано 2 предложения, которые обсуждены с отраслевым сообществом, с федеральными органами власти.

 1е предложение.

Проекты ДПМ сейчас в основном завершены, оставшиеся подходят к завершению.

Величина высвобождаемых средств с 2021 г будет составлять порядка 130–250 млрд рублей/год.

Это позволит произвести глубокую модернизацию.

 Минэнерго РФ предлагает воспользоваться этим ресурсом для того, чтобы реинвестировать высвобождаемые средства в отрасль.

За весь период с 2020 по 2030 гг объем высвобождаемых средств составит примерно 1,5 трлнрублей, что чуть меньше того объема, который был в период строительства новых мощностей, тем не менее он покрывает необходимость в инвестициях на модернизацию.

Это позволит провести модернизацию порядка 40 ГВТ установленной мощности на период до 2030 г, примерно в течение 10 лет модернизировать от 3 до 4 ГВТ мощностей.

 Почему мы предлагаем не строительство новых мощностей, а модернизацию?

Потому что по срокам это быстрее, это где-то примерно от 1го до 3х лет вместо 3-6 лет при новом строительстве.

Стоимость модернизации примерно в 3-4 раза дешевле строительства новых мощностей.

Посредством модернизации мы продлим срок работы электростанций на 15–20 лет в центрах как электрической, так и тепловой нагрузки и обеспечим загрузку отечественного машиностроения.

 Предлагаются следующие основные параметры:

- обеспечить возврат вложенных инвестиций в период от 15 до 20 лет, то есть использовать опыт уже предыдущего механизма модернизации с разумной доходностью в привязке к ОФЗ;

- предусматривается механизм штрафных санкций за несвоевременное или неполное исполнение обязательств, будут определены типовые технические решения и эталонная стоимость проводимых работ;

- программа ДПМ может также охватить и распространяться на энергосистему Дальнего Востока.

 2е предложение.

Минэнерго РФ считает целесообразным внести ряд корректировок в механизм рынка мощности, так называемый конкурентный отбор мощности, в части увеличения срока заключаемых договоров с 4 до 6 лет и изменение границ ценовых коридоров на соответствующий период.

Это позволит дополнительно еще дать жизнь порядка 100 ГВТ мощностей, продлить их срок эксплуатации на период до 2030 г для надежного функционирования энергосистемы, а по окончании программ модернизации, начиная с 2030 г, нужно будет вернуться к рассмотрению вопроса по этим 100 ГВТ.

 В результате реализации данной программы ведомство хочет получить целый ряд значимых макроэкономических и отраслевых эффектов по аналогии, как из программы строительства новых мощностей.

Ввод первых проектов модернизации необходимо обеспечить уже к 2020 г и в период до 2025 г, поэтому нормативную базу необходимо запускать уже в 2018 г.


neftegaz


Разработка проектной и конструкторской документации
Календарь событий
Выставка НЕФТЕГАЗ-2024
Дата проведения: 15.04-18.04.2024
https://www.neftegaz-expo.ru


 
Химагрегаты №64, декабрь 2023 Версия PDF