Опыт разработки проектных решений для обеспечения надёжной эксплуатации технологических установок НПЗ с межремонтным пробегом до 3-4 лет
Разработка проектной и конструкторской документации
Опыт разработки проектных решений для обеспечения надёжной эксплуатации технологических установок НПЗ с межремонтным пробегом до 3-4 лет

А.Ф.Шутин, И.В.Савченко,
ООО «УНИСнефтепроект» (Компания UNIS a.s)

Неоднократно подтвержденная на практике эффективность решений UNIS a.s. и ИООО «УНИСнефтепроект» по разработке проектных решений для технологических установок для нефтеперерабатывающих предприятий обусловлена несколькими факторами. Так, обе компании имеют опыт работы по нормам США, европейским и российским нормам и стандартам ТР ТС, а также опыт проведения адаптации проектов под условия стран СНГ.

Мы не являемся конкурентами лицензиаров процессов, но обладаем уникальным опытом работы с ними, что позволяет на основе соглашений о конфиденциальности решать задачи в соответствии с требованиями лицензиара в сотрудничестве с ним, адаптируя решения под технические нормы страны применения проекта.

UNIS a.s. и ИООО «УНИСнефтепроект» располагают допусками к осуществлению функций генерального проектировщика и подрядчика – им присвоено членство в саморегулирующих организациях МАС и МОП. Обе компании также способны предоставить полный пакет услуг по выполнению работ под ключ (EPC-M или EPC) с привлечением экспортного кредитования из Чехии на международных условиях OECD. Компаниями UNIS a.s. и ИООО «УНИСнефтепроект» совместно или отдельно реализованы проекты в таких странах, как Россия, Беларусь, Украина, Казахстан и Ирак. Компания UNIS a.s. и в дальнейшем намерена реализовывать работы на высоком европейском уровне качества с «чешскими ценами».

Рассмотрим принцип управления проектом, представленный на рис.1. Благодаря такой организации все изменения становятся доступны для всех участников проектирования и Заказчика. Таким подходом обеспечивается постоянный контроль за реализацией проектных решений, достигается цель осуществления качественного строительства. Ввиду открытости информации и ее визуализации возможно предотвращение коллизий на раннем этапе для всех стадий строительства.

Компания UNIS a.s. и ИООО «УНИСнефтепроект» при комплексном решении задачи от проектирования до ввода объекта в эксплуатацию на всех стадиях этого процесса ставит цели и достигает их, обеспечивая объекту межремонтный пробег не менее 3-4-х лет.

Подобный результат может быть достигнут различными путями, что иллюстрируют два недавно успешно реализованных проекта: в 2016 г запущена в эксплуатацию установка АТ-8 ОАО «Нафтан» Новополоцк, РБ, проектной производительностью 5.млн.т/год и завершено проектирование Четвертого пускового комплекса Комбинированной установки производства высокооктановых бензинов, ЗАО «Антипинский НПЗ» г. Тюмень, РФ. На примере этих двух проектов представим пути, выбранные для решения каждой из конкретных задач.

Для начала обратимся к теории. На обеспечение надёжности влияют следующие переменные: JУстановки=JПр*JОб*JУпр

  1. Надёжность технологии и оборудования на стадии проектирования
  2. Надёжность оборудования или комплекса в процессе изготовления
  3. Надёжность на стадии монтажа
  4. Надёжность на стадии эксплуатации, которую подразделим на подпункты:

a. Технологическая надёжность, устойчивость процессов
b. Надёжность оборудования в процессе эксплуатации
c. Человеческий фактор

Таким образом, получаем комплексную задачу. Рассмотрим каждый из перечисленных пунктов в отдельности:

1. Помимо протекающих процессов, в этом пункте хотелось бы обратить внимание на наличие резерва, которое повышает обеспеченность надёжностью при эксплуатации. Решение подтверждается технико-экономическим обоснованием на начальном этапе проектирования.

2. Качество оборудования в процессе изготовления будут определять следующие факторы:

a. Правильность проектирования на стадии разработки технического проекта или Запроса Технического предложения.

Нами накапливается опыт и практикуется следующая схема закупки оборудования: на стадии обсуждения деталей и подписания контракта Заказчик поручает Проектировщику рассматривать и анализировать предложения претендентов относительно ТП или ЗТП с выдачей информации, о соответствии (формы передачи определяются сторонами) для принятия решения на конкурсе. На стадии реализации контракта Проектировщик согласовывает ТД и КД Поставщика /Производителя до её утверждения Заказчиком в производство.

b. Контроль в процессе изготовления (согласование Конструкторской документации)

В данном пункте возможны отклонения по материалам и ранее принятым конструкторским решениям. Производитель оборудования, имея опыт и статистику эксплуатации, может прогнозировать возникновение отказа оборудования и может предложить, как этого избежать в своих решениях, при условии, что это не повлияет на проект.

Пункт3. Неоспоримо важную позицию по исключению вероятности отказа вследствие отклонения от требований проекта занимает этап контроля монтажа со стороны Проектной организации, поэтому непосредственное присутствие на стройплощадке проектировщика (авторский надзор) является важным этапом реализации проекта, обеспечивая качественную реализацию проекта и своевременность решения возникших вопросов. Также немаловажно наличие шефмонтажа от изготовителя оборудования для соблюдения всех условий установки оборудования.

3. Для обеспечения надёжности этого пункта:

c. Все технологические изменения должны быть согласованы с Лицензиаром и Проектировщиком.

d. Необходимость обучения персонала, проведение обучения работы именно с данным оборудованием представителем Изготовителя.

Нельзя не упомянуть, что во время эксплуатации также играет важную роль бесперебойный цикл работы, который подразумевает минимизацию времени, связанного с обслуживанием, поддержание необходимого уровня безопасности и сокращение издержек, связанных с простоем производства.

Немаловажную роль в обеспечении надёжности играет обеспечение необходимыми запасными частями и специальными инструментами для обслуживания оборудования. Вопрос должен решаться на стадии разработки и согласования ЗТП на конкурс и при разработке ТП.

e. Человеческий фактор

Вернёмся к рассмотрению практического применения вышеизложенной теории на примере установки АТ-8 ОАО «Нафтан» Новополоцк, РБ.

Базовый проект выполнила компания Кох-Глитч Чехия, обеспечив надёжность п.1. Оборудование разрабатывалось и изготавливалось с использованием стандартов ГОСТ и ASME. Благодаря комплектной поставке УНИС (Чехия), сохраняя надёжность п.2 и, частично, п.3 – так как, например, ответные фланцы на оборудовании были подготовлены изготовителем под присоединяемый трубопровод.

Объединение всех разделов в среде трёхмерного моделирования позволило ещё на этапе проектирования увеличить надёжность п.3 за счёт изменения положения некоторых элементов и др. При проектировании в объёме немаловажным является оценка удобства обслуживания и контроля критических соединений, что повышает надёжность п.4.

Постоянное присутствие на площадке авторского надзора проектировщиков и шефмонтажа и, в необходимых случаях, поставщиков оборудования, а также группы специалистов управления строительства Заказчика позволило обеспечить качественную реализацию проекта и повысить надёжность п.1-4.

Несколько иной была форма реализации проекта «Четвертый пусковой комплекс. Комбинированная установка производства высокооктановых бензинов. Антипинский НПЗ г. Тюмень, РФ».

Заказчик принял решение применять нормы и стандарты РФ, EN, API, ASME; это решение на применение норм по отдельные блокам и видам оборудования было согласовано с Лицензиаром–компанией UOP. Еще одно важное требование к проекту, предъявленное Заказчиком, обеспечение 4-хлетнего межремонтного пробега.

Для решения поставленной задачи оборудование было предложено разделить на:
- поставляемое иностранными компаниями;
- поставляемое Российскими заводами

Для каждого вида оборудования были разработаны Запросы на Техническое Предложение, в которых, помимо прочих требований, была оговорена комплектная поставка запасных частей, контроль за монтажом на месте и вводом в эксплуатацию, т.к. эти требования существенно влияют на исполнение рассмотренных ранее п.3 и 4.

Следующим шагом были разработаны технические проекты. При возникновении отклонений вследствие разных требований стандартов проводилось согласование с Лицензиаром, что позволяет сохранить надежность по п.1, и с Генпроектировщиком по п.4.

После утверждения Заказчиком технические проекты были вынесены Заказчиком на конкурсную закупку.

Технико-коммерческие предложения поставщиков были проанализированы нами на предмет соответствия требованиям ТП и ЗТП. Такой подход обеспечивает надежность п.1-4.

После выбора поставщика, до начала изготовления оборудования вся конструкторская документация была нами согласована. Таким образом, разработка раздела ТК стала возможна после утверждения технических проектов Заказчиком.

Как и для установки АТ-8 ОАО «Нафтан», проектирование велось в системе трёхмерного проектирования PDMS, что повышает надёжность п.3.

Преимущества комплексного моделирования очевидны как на стадии строительства, так и на протяжении всего жизненного цикла установки. Если говорить о надёжности, этот факт влияет на п.4.b, с.

Таким образом, УНИСнефтепроект располагает комплексом программных продуктов для реализации нестандартных проектных решений.

На рис.2 представлены примеры визуализации пружинного блока, что позволяет разработать его с учётом возможности подстройки в холодном и горячем состоянии, для компенсации нагрузок трубопроводов, превышающие допустимые.

Стоимость подобных услуг Проектировщика незначительна в объёме затрат на приобретение оборудования и материалов, строительно-монтажных работ по сравнению с возможными последствиями неполадок или аварий, и возможными потерями от упущенной выгоды.

Компания УНИС и УНИСнефтепроект имеют в своём составе квалифицированных специалистов АН и шефмонтажа, имеющих большой опыт работы на стройках России, Беларуси, Ирака, Украины и в других регионах.

Возврат к списку

Разработка проектной и конструкторской документации
Календарь событий
Выставка НЕФТЕГАЗ-2024
Дата проведения: 15.04-18.04.2024
https://www.neftegaz-expo.ru


 
Химагрегаты №64, декабрь 2023 Версия PDF